Примерная структура родительского собрания
1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) - 5 минут;
2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему – 5-7 минут;
3. Выступление по теме собрания. Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным – 10-15 минут;
4. Обсуждение проблемы родителями – 20 минут;
5. Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей. Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
6. В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, для выяснения причин этих проблем и нахождения совместного решения.
Как учителю организовать беседу с родителями
1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе;
2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов;
3. Взаимопонимание быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнера.
4. Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя;
5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать;
6. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Учитель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он поймет отношение к нему родителя;
7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя;
8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.
9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию;
10. Постарайтесь «прочувствовать больные струнки» родителей и не задевайте их;
11. Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.
Родительские собрания нужны:
• Для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;
• Как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требованиям к детям, режима работы и т.д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собраниях вопросах;
• Для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т.д. Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;
• Как консультативные по занятости детей в системе дополнительного образования, по программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования. Помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям.
• Как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
• Совместные с учениками при обсуждении принципиальных вопросов;
• Как показ «товара лицом», когда дети показывают своим родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.п. Такие собрания полезны и интересны и для родителей, и для детей;
• Собрания – лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц), как школу для родителей.