Методические рекомендации по проведению родительского собрания
1. Собрание организуется один раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
2. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.
3. Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится на обсуждение, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей.
4. Важно заранее продумать оформление классной комнаты – подготовить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, стихов детей по теме.
5. Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание:
• Запись в дневнике учащегося с проверкой подписи родителей;
• Звонок по телефону;
• Использование дружеских связей родителей;
• Индивидуальное приглашение на бумаге с указанием темы собрания;
• Индивидуальное приглашение, отправленное по электронной почте;
• Приглашение с интригующим вопросом или просьбой подготовиться к выступлению;
• Стихотворная открыточка;
• Приглашение с помощью родительского комитета.
6. Как начать собрание и расположить родителей к разговору?
• Использование цитат, эпиграфов; оформление доски;
• Поприветствовать и поблагодарить родителей;
• Лирическое начало (стихи, инструментальная музыка);
• Знакомство родителей с проблемой и регламентом;
• Необычно рассадить родителей;
• Выставка творческих работ учащихся;
• Реклама педагогической литературы;
• Видеоролик о жизни класса или выступление детей;
• Начать собрание с результатов анкетирования учащихся, родителей;
• Отметить работу родительского комитета;
• Использование цифр и фактов для привлечения внимания к теме собрания;
• Выразить радость от общения с родителями и их детьми.
7. Формы проведения собрания:
• Педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю, каким быть ученику);
• Собрание-диспут;
• Деловая игра;
• Родительская конференция по обмену опытом воспитания;
• Конференция отцов;
• Итоговое совместное собрание детей и родителей;
• Собрания-чаепития «за круглым столом»;
• Посещение театра и обсуждение с детьми спектакля;
• Домашние посиделки;
• Презентация семейного воспитания;
• Пикник.
8. Правила составления выступления классного руководителя:
• С хорошего начать и хорошим закончить;
• Выдать оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителей;
• О плохом сказать в общем, не называя фамилий;
• В плохих учениках найти хорошее и похвалить их за что-то при всех;
• О хорошем - при всех, о недостатках – индивидуально;
• Показать родителям тетради с хорошими и плохими работами детей, не называя фамилий;
• Написать благодарность в дневнике за учебу, трудовые дела и др.;
• Награждение родителей грамотами;
• Создание психологического портрета ребенка с помощью определенных значков, объясненных родителям;
• Представление детей по номинациям;
• Анализ дел (отметить каждого).
Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток по теме родительского собрания.